Без страшилок

28.05.2012

28 мая школьники будут сдавать первый ЕГЭ. Любой экзамен - это стресс. И для учеников, и для родителей, и для учителей. Как справиться с ним? На вопросы читателей "РГ" отвечает главный научный специалист Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского, эксперт Лиги здоровья нации профессор Татьяна Клименко.

Алена из Самары: Страх перед ЕГЭ, поступлением в вуз растет. Не могу лечь спать, пока не сделаю все уроки. Ночью часто просыпаюсь, а днем голова кружится. Как все это пережить?

Татьяна Клименко: Скорее всего, Алена неправильно структурирует свое время после того, как пришла из школы. При всем громадном объеме домашних заданий, их можно максимум за 5 часов сделать. Надо подумать, где, на что теряется время. Важно в своем сознании сформировать свое желаемое будущее. Если хочешь поступить в институт, надо чаще представлять этот институт и себя студенткой. Если хочешь идти после школы работать, то надо представлять эту работу, себя на работе.

Выпускница Анна из Москвы: Как справиться с паникой на экзамене?

Татьяна Клименко: Надо себя тренировать на экстремальные ситуации.

Студент Вячеслав из Москвы: Что посоветовать ученикам, которые знают пройденный материал, но не укладываются в заданный промежуток времени?

Татьяна Клименко: Ни студента, ни ученика никто не ограничивает во времени, когда он устно отвечает на вопрос. Если преподаватель видит, что отвечающий знает материал, никто не будет снижать оценку за то, что он не уложился. Другое дело письменный экзамен, который ограничен во времени. Я бы посоветовала научиться обобщать материал. Дам необычный совет: надо писать шпаргалки. Не пользоваться, а писать их. Потому что, когда человек пишет шпаргалки, он вынужден формулировать мысль более коротко, искать самое главное. Таким образом, у него формируется способность обобщать материал, структурировать свои знания, формулировать их в более обобщенном виде. Написание шпаргалок очень полезно. Люди, которые их пишут, в итоге в них не нуждаются, потому что пока пишут их, все выучивают, повторяют самое главное.

Студентка Валентина из Иркутска: Я должна пересдавать ЕГЭ в июле, есть месяц на подготовку. Как выстроить план подготовки?

Татьяна Клименко: Надо весь материал, который необходимо выучить, разделить на этот месяц по дням, оставив один день на повторение. В течение дня тоже надо определить, что и когда учить. Таким образом, человек организует свое мышление. Это полезный психологический момент - размазать тревогу. Таким образом, она уменьшается.

Мама Алла из Санкт-Петербурга: Как родители могут контролировать развитие навыков у ребенка сдачи тестов?

Татьяна Клименко: Основа любого обучения - повторение. Есть хороший воспитательный подход: попросите своего ребенка объяснить вам материал. Моя дочь, когда занимается с моим внуком, прикидывается "полным шлангом". Когда проверяет задание, делает вид, что не понимает, как он это решает, просит его объяснений. А когда человек объясняет материал другому, он этот материал сам лучше понимает. У детей появляется чувство превосходство над родителями, они знают что-то, чего не знает родитель. Это ребенка очень подбадривает, стимулирует, убирает тревогу, хорошо влияет на сам процесс запоминания и понимания материала.

Школьница Саша из Москвы: В некоторых школах во время сдачи экзаменов присутствуют злые и грубые проверяющие...

Татьяна Клименко: Задача - научиться воспринимать проверяющих как внешнюю помеху, как радио. Они делают свое дело, а вы - свое. Руководство школы должно контролировать процесс, чтобы проверяющие вели себя деликатно. Если проверяющий позволяет грубость, гневливость, надо понимать, что этот человек кричит и унижает другого из-за своих внутренних комплексов, от внутренней незащищенности. На таких людей обижаться нельзя. Надо настроить себя и воспринимать его как шум, который я не замечаю.

Родительница из Королева: Дочь сдает переводные экзамены в 10-й класс. Переживаем и она, и мы ужасно. А в 11-м классе будет еще хуже?

Татьяна Клименко: Самое главное - насколько ребенок готов к экзамену и в учебном, и в эмоциональном плане. Здесь часто родители сами нагнетают тревогу. Они постоянно призывают ребенка к ответственности. Это неправильно. Если мама боится, она не должна этого показывать ребенку. Наоборот, мама должна демонстрировать чувство уверенности. Ни в коем случае не говорить, что нагрузки чрезмерны. Таким образом, она внушает ребенку, что он должен преодолеть нагрузки, которые преодолеть невозможно. Мама должна осознать: нагрузки рассчитаны на среднего ученика. Значит, и средние ученики, и хорошие могут их преодолеть. Надо настраивать не на провал, а на преодоление.

Студент Петр Молев из Нижнего Новгорода: Как вы относитесь к талисманам?

Татьяна Клименко: Учащиеся нередко ходят на экзамен в одной юбочке или в одних брюках. Или с одной ручкой, с которой на первом экзамене получили пятерку. Ученик наделяет эту ручку каким-то магическим эффектом. Создается дополнительный вариант психологической защиты: когда со мной эта ручка, я обязательно все вспомню. Люди, жизнь которых не связана с экстримом, почему-то считают, что талисман и оберег - признак слабости: раз прибегаю к талисману, к какой-то дополнительной поддержке, значит, я слабый. Это не так. Дополнительная психологическая поддержка нужна не только слабым, но и сильным. Поэтому все путешественники - с талисманами, все альпинисты - с талисманами, все спортсмены - с талисманами. А их не обвинишь в слабости. Поэтому талисман для такого человека - просто обязательный элемент.

Ирина Якимова из Москвы: Что делать, если на экзамене вдруг чувствуешь, что ничего не можешь вспомнить?

Татьяна Клименко: Знаете, что отвлекает? Локальная боль. Надо ноготком сильно-сильно нажать себе на подушечку пальца. Появляется локальная боль, которая возвращает чувство реальности. И на белом листе начинает рисоваться информация. Девочке проще у нее длинные ногти. Мальчикам бы посоветовала с этой целью отрастить ноготь на большом пальце.

Ученица Даша из Казани: Какие лекарства принимать для улучшения памяти и стабилизации нервной системы?

Татьяна Клименко: Никакие! Если со школьных лет преодолевать проблемы с помощью лекарств, то человек всю свою жизнь при каждой проблеме будет нуждаться в лекарственном допинге. Надо учиться преодолевать проблемы самостоятельно. Лекарства назначаются только тогда, когда у человека есть какие-то заболевания.

Вопрос мамы из Чехова: Какая статистика суицидов, связанная с неуспешной сдачей ЕГЭ?

Татьяна Клименко: Мама совершает чудовищную стратегическую ошибку. Раз она задает вопрос нам, значит, это проговаривается и дома. Нельзя об этом говорить, потому что мама дает своему ребенку абсолютно деструктивный способ решения сложной ситуации. Не нужна маме статистика по суицидам. Маму должна интересовать жизнь ее собственного ребенка, и то, каким образом он преодолеет проблему, связанную со сдачей ЕГЭ.

Татьяна Морозова из Липецка: Нужна ли психологическая подготовка к ЕГЭ?

Татьяна Клименко: Годы обучения в школе - это психологическая подготовка к взрослой жизни. Какой бы стресс ни пережили во время ЕГЭ психически здоровые ученики, они в помощи психиатра не нуждаются. Они в состоянии справиться с этими психологическими нагрузками. А если кто-то и попал в поле зрения психиатра, то это связано с тем, что у человека просто есть психическое расстройство, когда даже небольшая нагрузка вызывает обострение его психических расстройств.

Андрей Пичугин из Астрахани: Как отличить стресс от психического расстройства?

Татьяна Клименко: Стресс - это проблема, которая воспринимается как стресс. А психические расстройства - это заболевание. То есть это совершенно разные понятия. Другой вопрос, что у человека может быть нормальная, адекватная реакция на стресс. Эта реакция возникает на сложную проблему. Но, когда проблема ушла, состояние человека должно нормализоваться. Если его состояние не нормализуется, значит, есть основание предположить психическое расстройство. И тогда нужно идти к врачу.

Источник